Как бороться с пиратами – защита авторских прав на цифровой контент

Если вы продаёте цифровой контент (фильмы, музыку, курсы) и он востребован, то вас точно будут пиратить. Спустя пару дней после релиза вашу информацию можно будет увидеть на торрентах, файлообменниках, в социальных сетях по запросу «*название* скачать бесплатно». Это неприятно, это уменьшает ваши доходы, но это неизбежно. Мы, продавая обучающие курсы на сайтах https://sheremetev.info и https://progtips.ru, столкнулись с этой же проблемой. 

На текущий момент мы перепробовали несколько способов борьбы с пиратами, о которых и пойдёт речь в этой статье.

Содержание

Как определить, что вас пиратят?

В поисковиках

Если вас пиратят, скорее всего, вы об этом знаете. Но стоит сделать поиск пиратов системным: дать задание кому-то из сотрудников проверять пиратские раздачи раз в месяц (или раз в неделю). Процедура проверки очень простая. Ему нужно вбивать в основные поисковики (Google и Яндекс) следующие запросы:

  • *название проекта* скачать бесплатно
  • *имя автора проекта* скачать бесплатно
  • *название продукта/курса/фильма/контеннта* скачать бесплатно

Возможны вариации: можно добавлять слова «торрент, mp3, в хорошем качестве» и т.д. Мониторить достаточно первые 3-5 страницы выдачи, дальше никто не полезет (а те, кому хватает терпения искать дальше, вам все равно не остановить :)).

Этот процесс частично можно автоматизировать с помощью сервиса Google.Оповещения (Google.Alerts). Он позволяет настроить уведомления на email о появлении новых результатов в выдаче Гугл по вашим запросам. Работает он не очень стабильно, что-то может пропустить, но это лучше, чем ничего.

Google оповещения - настройка для поиска пиратского контента
Пример настройки оповещения, на скриншоте замазан точный адрес электронной почты

Данные о сайтах, которые размещают пиратские контент, я рекомендую размещать в таблице (Excel или Google.Таблице) и там же хранить историю запросов к пиратам, чтобы видеть картину в целом. Что делать с этими раздачами, мы рассмотрим ниже.

В социальных сетях

Начинайте с вКонтакте – самый массовой социальной сети Рунета с точки зрения пиратства. С каждым годом ситуация улучшается, но по-прежнему там можно найти много нелегального контента.

В первую очередь мониторьте разделы (с помощью поиска)

  • Аудиозаписи
  • Видеозаписи
  • Документы (возможно, вы об этом не знали – но в этом разделе тоже можно найти самый разный контент, включая пиратский. Ищите там в первую очередь текстовые версии своих продуктов)
Поиск пиратов в музыке ВК
Так выглядит поиск по музыке
Поиск пиратов в видео ВК
Так – по видео
Поиск пиратов в документах ВК
И по документам

С YouTube всё проще – там одна строка поиска. Обратите внимание, что видеконтент будут выкладывать как есть, аудио тоже может попасть на видеохостинг – пираты просто добавят картинку к аудиодорожке. Поэтому ищите все виды контента.

Пиратский контент можно найти и в Одноклассниках. Поиском по аудио и видео – здесь всё похоже на вКонтакте.

На других сайтах

Первоначально всё ищется в поисковиках (также, как будет искать вас потенциальная целевая аудитория). Затем, если вы найдёте какой-нибудь сверхпопулярный рассадник пиратского контента: конкретный торрент-трекер, складчину, специализированный пиратский сайт, то стоит добавить его в закладки и искать свой контент местным поиском. Что-то может не индексироваться в поисковике, а вычищать каждый конкретный сайт лучше полностью.

Как подготовиться к защите своего контента

Для того, чтобы эффективно закрывать пиратские раздачи, вам нужно подготовить пакет документов.

Свидетельство о депонировании
Образец свидетельства о депонировании обучающего курса «Ледокол-2»
  • Договор с автором контента, который подтверждает, что ваша компания (от лица которой ведётся переписка) является правообладателем. Обычно достаточно скана договора
  • Доверенность на сотрудника, который ведёт переписку
  • Свидетельство о депонировании (если таковое производилось), регистрации товарного знака и т.п.
  • Иные документы, подтверждающие то, что вы являетесь правообладателем

Обычно хватает договора и доверенности. Желательно отправлять заявки с официальной почты компании (например, info@autooffice24.ru – в ней есть домен, который ведёт на сайт АвтоОфис, где можно найти те же самые документы). Документы в идеале разместить в виде сканов (например, в формате pdf) и отправлять в виде ссылок на ваш сайт или облако, где они хранятся.

Как закрывать пиратские раздачи

В социальных сетях

Начну с социальных сетей, потому что в них порядок действий самый простой. Проще всего сразу писать в службу поддержки с просьбой заблокировать контент, указав ссылки на документы, которые подтверждают, что вы являетесь правообладателем.

Форма подачи жалобы вКонтакте.

Для закрытия видео YouTube жмите на кнопку Пожаловаться (справа под видео).

По нашему опыту вКонтакте и YouTube блокируют пиратский контент достаточно быстро, сроки ответа составляют 1-3 дня.

В поисковиках

Повлиять на выдачу пиратского контента в Яндексе нам пока не удавалось, хотя ходят слухи, что подобный инструментарий может появиться. Прецеденты удаления фильмов и телепрограмм уже были.

С Google всё намного оптимистичнее. Существует несколько способов удаления материалов из веб-поиска на основании закона США «Об авторском праве в цифровую эпоху» (DMCA). В справке Google рекомендуется использовать эту ссылку: Удаление материалов, нарушающих авторские права (желательно, чтобы у вас был аккаунт на Google.Вебмастер с подтвержденным сайтом компании-правообладателя).

Мы используем другую ссылку: Удаление контента, связанного с использованием средств обхода защиты. Похоже, они работают идентично. После заполнения формы заявления модераторы проверяют ваше претензии и выносят вердикт (в среднем от нескольких часов до двух суток). Результат виден в панели управления заявлениями.

К сожалению, не все заявления о защите авторских прав подтверждаются
Панель управления заявлениями

К сожалению, часть заявлений отклоняются. Некоторые отклоняются через несколько дней (возможно, происходит повторная модерация). В любом случае рекомендую использовать этот инструмент – он бесплатен и после создания шаблона заполнения работать с ним быстро и просто.

После того, как URL будут подтверждены, они будут убраны из результатов поиска – и найти пиратский контент будет сложнее. Гугл не может повлиять на сайт пиратов, но может повлиять на поисковую выдачу. Кроме этого, пиратский сайт получит от Google (через Google.Вебмастер) уведомление о том, что часть контента заблокировано в поисковике, что может сподвигнуть пиратов на удаление URL c вашим контентом.

Результат подачи заявлений. Содержимое блока меняется в зависимости от запроса

Как удалить контент с пиратского сайта

Принцип удаления контента всегда одинаковый: вы находите контакты того, кто связан с его выкладыванием, и пишите жалобы.

  1. Начинайте всегда с администрации пиратского сайта. Напишите вежливое, но настойчивое требование удалить материалы, приложив документы. Если у вас есть успешные судебные разбирательства, добавьте ссылки на них – это сделает запрос более убедительным. По нашему опыту половина убирает контента сразу же, ещё четверть – после повторного обращения или дополнительной переписки.
  2. Определите, куда выложен контент. Чаще всего используются бесплатные файлобменники (Яндекс.Диск, Облако@Mail.ru и т.п.). Администрация файлобменников удалит эти файлы по первому требованию, с ними работать проще всего. Напишите в службу поддержки, указав ссылки и где они размещены, приложив документы о правообладании. Этим сервисам грозить судом не нужно :). Удаляют обычно быстро – и это сразу видно при переходе по ссылке.
  3. Изучите, какими сервисами пользуется пиратский сайт. Можно подать жалобу в хостинг сайта (определить его можно через сервис Whois). К сожалению, такие претензии редко удовлетворяются, но шансы есть. Дважды нам удавалось закрывать аккаунты пиратов на сервисах email-рассылок, с которых они вели рекламную рассылку своего сайта. Достаточно было одного письма в службу поддержки сервисов, опираясь на их правила ведения рассылок (обычно в них оговорено, что рассылка не должна нарушать прав на интеллектуальную собственность).
Файл был удалён после запроса на файлообменник UniBytes

Если эти действия не помогут, можете подавать в суд. Данными делами занимается Мосгорсуд. Для подачи заявления (по крайней мере, первого) рекомендуем обращаться к юристам. Список заявлений можно посмотреть на сайте Мосгорсуда. Наши заявления были удовлетворены, но, к сожалению, это длительный и недешёвый процесс.

Краткий конспект

Итак, подведём итоги. Бороться с пиратами можно и нужно. Окончательно победить их довольно сложно, но часть способов вы узнали в этой статьей. Ключевые моменты:

  • организуйте процесс постоянного поиска раздач
  • подготовьте список документов и шаблоны писем
  • отправляйте жалобы во все инстанции
  • заведите таблицу со списком пиратских сайтов, которые хотите закрыть, и записывайте результаты разбирательств

Удачной борьбы с пиратами! Если будут вопросы, пишите на почту info@autooffice24.ru